Школы и стили карате

Стоит разделять направления, стили и школы карате. Так есть спортивное, прикладное и традиционное направления карате. Стили карате возникать стали еще во времена появления карате в Японии. Так в 1930-х годах официально были зарегистрированы стили карате:

  • Сётокан, основатель Гитин Фунакоси
  • Годзю-рю, основатель Тёдзюн Мияги
  • Вадо-рю, основатель Хиронори Оцукой
  • Сито-рю, основатель Кэнва Мабуни
  • Сёрин-рю, основатель Сокон Мацумура
  • В 1950-е в противовес распространённому в то время спортивному бесконтактному каратэ появилось детище Масутацу Оямы — Кёкусинкай, жёсткий контактный стиль.
  • В 1970-х 80-х возник ещё один уникальный стиль — Ашихара каратэ, развившийся из кёкусинкай с добавлением бросковой техники и сабаки, основатель Хидеюки Ашихара
  • Оперативное карате, основатель КГБ СССР

Прикладное направление карате, созданное в конце 70-х. Имеет три основных школы или направления.

Возникают стили непрерывно, поскольку каждый выдающийся мастер привносит в стиль что-то своё, что зачастую приводит к созданию нового стиля. К тому же имели место случаи, когда тот или иной «мастер», пройдя одну из школ карате, откалывался от организации и создавал свой «стиль», на деле меняя лишь название. По этим и другим причинам различают более двухсот различных стилей и школ карате.


Сётокан

Сётокан (яп. сё:то:кан, буквально, «дом колышащихся сосен» или «зал сосны и моря»), один из основных стилей японского каратэ, разработанный выдающимся популяризатором и преподавателем карате Фунакоси Гитином (1868—1957) и получившим дальнейшее развитие благодаря его сыну Фунакоси Ёситака. Направление получило название «Сётокан» от литературного псевдонима Фунакоси — Сёто. На эмблеме стиля изображен тигр.

Фунакоси Гитин обучался двум популярным стилям окинавского тотэ: Сёрэй Рю и Сёрин Рю. Впоследствии он объединил и модифицировал эти два стиля. Следуя политической конъюктуре того времени Фунакоми изменил окинавские названия ката на японские. Претерпели некоторые изменения и сами ката. Сын основателя Сётокан-каратэ Фунакоси Ёситака (или Гиго) ввёл в технику каратэ удары ногами по верхнему уровню и соревновательную практику, отсутствовавшие в окинавском каратэ. Фунакоси Гитин большое внимание уделял ритуалу, строгому соблюдению норм и следованию установленным правилам. Это вместе с заменой окинавских терминов японскими и замалчиванием китайских корней каратэ имело целью сделать каратэ составной частью Будо, пронизанного японским национальным духом, основанного на самурайской культуре и традициях.

Под влияним основателя дзюдо мастера Дзигоро Кано Фунакоси ввёл новое название: каратэ-до — «Путь каратэ» и требовал отныне называть свой стиль именно так. Тем самым Фунакоси Гитин подчёркивал тот факт, что каратэ-до является не только боевым искусством, но и — по аналогии с дзюдо — системой физического и духовного воспитания. Именно поэтому Сётокан каратэ-до называют самым академическим стилем японского каратэ, несущим дух Будо, в отличие от модернистских стилей каратэ, появившихся в последнее время, возможно более практичных, но являющихся по сути всего лишь системами рукопашного боя.

Особенности стиля сётокан

Сётокан отличается линейными перемещениями и линейным приложением силы. Стойки низкие и широкие. Блоки жёсткие. Удары руками мощные и реверсивные с включением в удар бедра. Принцип иккэн-хисацу (одним ударом — наповал) является основополагающим в Сётокан карате-до. Программа Сётокан карате-до имеет 26 различных ката, принятых называть классическими, изучение и выполнение которых является важнейшей составляюшей тренинга.

Особенно серьёзное внимание уделяется:

  • выработке жёсткого баланса, общей устойчивости, что достигается длительной отработкой низких, глубоких стоек;
  • вращательным «щелчковым» движением бедер в горизонтальной плоскости, в прямом или обратном удару направлении, что генерирует огромную разрушительную силу в ударах и блоках;
  • своевременному и мгновенному включению всех групп мышц в конечной фазе удара, когда положительное ускорение мгновенно сменяется отрицательным (если это возвратное движение) или резкой остановкой, благодаря чему возникает импульс от удара или блока, или ударная волна, распространяющаяся вглубь поражаемой поверхности.

Градация поясов

В двадцатых годах XX века Фунакоси перенял систему ученических и мастерских степеней (кю и данов), разработанную основателем дзюдо Дзигоро Кано. Эта система использовала цветные пояса для обозначения степени мастерства занимающегося данным видом боевого искусства. Изначально каратэ имело только три цвета поясов: белый, коричневый и черный (как это принято и в настоящее время в японской системе поясов дзюдо).

В настоящее время многие школы используют систему степеней с различными цветами поясов. Наиболее распространена система, используемая Японской Ассоциация Каратэ (JKA) и большинством международных ассоциаций Сётокан:

  • 9-й кю — белый с чёрной нашивкой
  • 8-й кю — желтый
  • 7-й кю — оранжевый
  • 6-й кю — зеленый
  • 5-й кю — красный
  • 4-й кю — синий
  • 3-й кю — светло-коричневый
  • 2-й кю — коричневый
  • 1-й кю — темно-коричневый
  • 1-й дан и выше — чёрный

Годзю-рю

Годзю-рю — один из основных окинавских стилей каратэ, сочетающий комбинации твёрдой и мягкой техники. Основанная в 1920-х годах мастером Тёдзюном Мияги (1888—1953). Один из наиболее распространённых стилей каратэ, существующий в трёх основных вариантах — окинавском, японском и американском. Шеф-инструктором, хранителем традиций и ведущим представителем Международного Окинавского Годзю Рю является обладатель 10-го дана Морио Хигаонна.

Истоки стиля Годзю-Рю связаны, прежде всего, с именем Канрё Хигаонны, который был создателем и видным представителем окинавского стиля Наха-тэ. У Хигаонны обучался и будущий создатель Годзю-Рю Тёдзюн Мияги. В 1904 году Мияги вместе с Хигаонной отправился в Китай, где он попал в ту же школу, где ранее обучался сам Хигаонна. Во второй раз Мияги направился в Китай в 1915 году и пробыл там до 1917 года.

В 1928 году Тёдзюн Мияги, будучи уже руководителем «Ассоциации окинавского искусства каратэ», был приглашён в Японию Гогэном Ямагути. В Японии Мияги преподавал каратэ в различных университетах. В то время Мияги реформировал боевое искусство, которое он перенял от Хигаонны и назвал свой стиль «каратэ Годзю Рю».

Особенности Годзю-Рю.

Годзю-Рю через Мияги и Хигаонны перенял принципы жёстких систем южно-китайского ушу, сохранив в себе истинное искусство реального поединка.

Годзю-Рю является стилем, использующим внутреннюю энергетику человека. В основе карате Годзю-Рю лежит техника ближнего боя, что даёт возможность применять его в условиях ограниченного пространства (лифт, транспорт, толпа).

От современного спортивного карате отличается энергетической направленностью и высокой боевой эффективностью.


Вадо-Рю

Вадо-Рю (яп. вадо: рю:, «школа Пути гармонии») — один из четырёх крупнейших стилей японского каратэ-до. На эмблеме стиля изображен белый голубь, а над ним — фронтальное изображение сжатого кулака.

Создан в 1939 году Хиронори Оцукой (1892—1982), врачом по профессии. Хиронори Оцука долгое время изучал дзю-дзюцу сперва под руководством своего отца, а с 13 лет в школе дзю-дзюцу Синдо-Ёсин-рю. С 1922 года Оцука начал изучать каратэ Шотокан (Сётокан) под руководством Фунакоси Гитина (1869—1957), чьим помощником он стал три года спустя. Параллельно он стал учеником Мотобу Тёки (1871—1944), который, в отличие от сэнсэя Фунакоси, больше внимание уделявшего изучению «ката», основной акцент делал на кумитэ. Системы Фунакоси и Мотобу были полностью противоположны, вследствие чего Оцука постепенно пришел к идее создания собственной системы, на основе Мотобу-рю, Шотокан и Синдо-Ёсин-рю.

Основной особенностью стиля Вадо-рю является концепция ведения боя, во многом напоминающая принципы дзю-дзюцу. При взаимодействии с противником боец стремиться свести к минимуму расход сил и амплитуду движений, совершаемых на защиту, не принося в жертву её эффективность. По этой причине в Вадо-рю предпочтение отдается не жестким блокам, характерным для более жестких стилей (Сётокан, Сито-рю), а более экономным отводящим и протягивающим. Своеобразная техника блокирования ударов сочетается с таи-сабаки (иногда переводится как «управление телом») — перемещением корпуса и маневрированием, уводящим тело бойца с направления атаки противника и при этом оставляющего возможность для быстрой контратаки. Широко применяется вращательное движение корпусом, выполняемое при защите и для усиления атак. В целом, техника защиты в Вадо-рю сходна с «мягкой» техникой защиты в дзю-дзюцу. Ставка при этом делается на мгновенную мощную контратаку и использование слабости позиции противника, выполняющего/завершающего атакующее действие. Спарринг при этом изобилует большим количеством финтов и отвлекающих движений, провоцирующих противника на атаку и переход в невыгодную позицию.

Подобная техника требует от бойца высокой мобильности. По этой причине применяемые в Вадо-рю стойки как правило более высокие и подвижные, чем в большинстве стилей каратэ. В частности, в кокуцу-дати пятка передней ноги приподнята, вместо широкой киба-дати используется позиция найханти, часто задействованы нэко-аси-дати нескольких типов. Вадо-рю также характеризуется наличием бросков, подсечек, приёмов болевого контроля, которые были позаимствованы Оцукой из дзю-дзюцу. Захваты, подбивы и подсечки широко применяются в защите и при превентивных действиях.

Изучение формальных упражнений, базовой техники, связок, различные формы обусловленного спарринга и свободный бой (дзю-кумитэ) составляют основу тренинга системы Вадо-рю. Сам Оцука Хиронори придавал обусловленному и полуобусловенному спаррингу большое значение. В частности, серия из десяти упражнений стандартного якусоку-кумитэ (буквально «обусловленный спарринг») используется для развития навыков ухода корпусом и контратаки. Овладевшие базовой техникой ударов, блоков и перемещений ученики участвуют в парном упражнении ойо-кумитэ, в ходе которого атакующий участник несколько раз повторяет атакующее действие, а защищающийся участник отрабатывает различные варианты защитыи контратаки.

В Вадо-рю употребляется общепринятая международная терминология карате. Есть немногочисленные отличия в наименовании стандартных для каратэ ударов: так, боковой удар ребром стопы ёко-гэри именуется сокуто, а название ёко-гэри отдано видоизмененному прямому удару маэ-гэри, выполняемому не вперед, а в сторону.

Ката, изучаемые в Вадо-рю:

  • Пинан 1-5
  • Пассай
  • Найханти
  • Кусанку
  • Дзион
  • Вансу
  • Сэйсан
  • Чинто
  • Дзюттэ
  • Нисэйси
  • Рохай.

Сито-Рю

Сито-Рюстиль каратэ, созданный Кэнвой Мабуни (1889-1952). Является одним из основных и старейших стилей каратэ. По сравнению с Сётокан, Сито-Рю несколько ближе к старым окинавским стилям, что можно видеть при сравнении ката окинавских и современных японских стилей.

Основатель стиля Сито-Рю Кэнва Мабуни был учеником двух выдающихся мастеров-патриархов каратэ — Итосу Ясуцунэ (1830—1915), мастера стиля Сюри-тэ, и Канрё Хигаонны (1852—1915), мастера Наха-тэ. Некоторое влияние на становление стиля оказала также школа Томари-тэ. Названии стиля Сито-Рю составлено из первых иероглифов имён Итосу и Хигаонна.

Кэнва Мабуни был одним из немногих людей, сумевших достичь мастерства сразу в двух основных стилях окинавского тотэ: Сюри-тэ и Наха-тэ. Уделяя большое внимание ката, он не пренебрегал также кихон, тамэсивари и кумитэ. Мабуни одним из первых ввёл поединки в защитном снаряжении для Кэндо.

Ката

Сито-Рю включает все 18 ката Сёрин-Рю, все 16 ката Сёрэй-Рю, ката китайского стиля «Белого журавля». Кроме того, в этот стиль входят ката, разработанные самим мастером Мабуни. В процессе тренировок разучиваются следующие ката: Пинан 1—5, Бассай-дай (Пассай), Бассай-сё, Годзюсихо (Усэйси), Косокун-дай (Кусянку), Сотин, Тинто, Тинтэй, Нисэйси (Нидзюсихо), Мацукадзэ, Унсу, Сантин, Тэнсё, Сайфа, Сэйэнтин, Сэйпай, Сэйсан, Супаримпэй и другие, а всего в стиле насчитывается более 50 ката, что больше, чем в любом другом.

Место Сито-Рю в комплексе основных стилей

Сито-Рю занимает промежуточное положение между такими основными стилями, как Сётокан и Годзю Рю. Сётокан, происходящий от Сёрин Рю (Сюри-тэ), использует длинные линейные стойки и физическую силу. Годзю Рю, происходящее от Сёрэй Рю (Наха-тэ и Томари-тэ), использует высокие и низкие стойки и силу внутреннего дыхания (жёсткая и мягкая техника). Сито Рю заимствовало принципы как Сёрин Рю, так и Сёрэй Рю. Стиль Сито Рю, несмотря на быстроту, полон силы и эстетики. Он включает в себя мощные ката Сюри-тэ (Найфантин, Бассай), жёсткие и мягкие ката Наха-тэ (Сантин, Сэйнтин) и артистичные ката китайского стиля «Белого журавля» (Нипайпо, Пайпурен).

Основные принципы Сито-Рю

Тактические принципы боя Сито-Рю можно свести к следующим пунктам:

  • Быстрый уход шагом в сторону или разворотом с линии атаки противника.
  • Мягкое блокирование, перенаправление движения противника круговой или отводящей защитой.
  • Жёсткое блокирование с неожиданным и максимальным высвобождением силы.
  • Использование встречных ударов, защита нападением.
  • Мгновенный вход в поражаемое пространство и немедленный выход оттуда в безопасную зону после удара.

Кёкусинкай

Кёкусинкай (яп. «общество высшей истины») или Кёкусин (яп. «высшая истина») — стиль карате, основанный Масутацу Оямой в 1950-х годах. Кёкусинкай считается одной из самых трудных и жёстких разновидностей карате.

Стиль Кёкусинкай был создан в противовес множеству бесконтактных школ и самому принципу «карате без контакта». Демонстрируя миру мощь реального карате, Кёкусинкай постепенно завоевал популярность во многих странах, а позже лёг в основу ряда других контактных стилей карате.

Для основателя Кёкусинкай Масутацу Оямы смысл всей его подвижнической жизни заключался в возрождении карате как воинского искусства. Провозглашая идеал Будо-карате, Ояма решительно отделял всю систему воинского воспитания и практики от спорта, следуя воинской традиции Востока и духу Бусидо. Однако возрождение карате как искусства Будо сочеталось с массовой его пропагандой как «карате для миллионов», в том числе далеко за пределами Японии.

«Сильнейшее карате» продемонстрировало свою реальную мощь прежде всего на спортивных татами, а чемпионаты мира по Кёкусинкай претендовали на статус «Олимпийских игр в карате». Развитие стиля Кёкусинкай во многих странах оказалось связано со спортивными организациями и олимпийским движением, спортивными единоборствами и далёкими от воспитания воинов методиками спортивной подготовки.

За полвека существования карате Кёкусинкай оно прочно утвердилось среди спортивных единоборств, закономерно изменив и целеполагание, и ориентацию, и систему подготовки бойцов. Следствием этих изменений явились стремительное развитие этого вида спорта и впечатляющие спортивные достижения.

Карате Кёкусинкай — чрезвычайно зрелищный вид спорта. Спортивные поединки (кумитэ) проводятся в полный контакт без защитного снаряжения (шлемов, перчаток, протекторов). Единственное ограничение — запрет ударов в голову руками. Полноконтактные бои, насыщенные высокими ударами ногами и мощными ударами руками, неизменно привлекают на соревнования по Карате Кёкусинкай большое число зрителей.

Система степеней

Как в большинстве воинских искусств Японии в Кёкусинкай различают ученические (кю) и мастерские (даны) степени. В Кёкусинкай десять кю (10-й кю является самым младшим, 1-й — старшим) и 10 (1-й дан — младший, 10-й — старший, которым может обладать только 1 человек). Каждой степени соответствует пояс определённого цвета с одной или несколькими поперечными полосками (либо без таковых), нашитыми на правый конец пояса. Традиционно, данам соответствует чёрный пояс. На чёрный пояс нашиваются жёлтые (золотые) полоски, число которых соответствует дану (с первого по девятый). Десятому дану соответствует красный пояс.

Система цветности ученических поясов (кю) значитительно отличается от системы цветности поясов в других боевых искусств и имеет более глубокое значение, чем простой переход от светлого цвета к более тёмному при увеличении степени. Цвета поясов кю объединены в пять групп, имеющих один цвет, причём на пояс, соответствующий более старшему кю, нашивается полоска цвета более старшей группы (исключение — пояс 1-го кю имеет жёлтую полоску).

Ниже приводится система цветности ученических поясов с описанием смысла цвета.

  • 10-9 кю (Белый) - чистота и незнание
  • 8 кю (Синий)  - цвет неба при восходе Солнца
  • 7 кю (Синий с желтой полоской)
  • 6 кю (Жёлтый) - восход Солнца
  • 5 кю (Жёлтый с зелёной полоской)
  • 4 кю (Зелёный)  - распустившийся цветок
  • 3 кю (Зелёный с коричневой полоской)
  • 2 кю (Коричневый) - зрелость
  • 1 кю (Коричневый с золотой полоской)
  • 1-9 дан (Чёрный) - мудрость

Экзамены

Для присвоения ученических и мастерских степеней претенденты должны сдать экзамены, включающие тесты на знание базовой техники, ката, упражнения на силу и выносливость, кумитэ, тамэсивари. В устной форме может спрашиваться знание теории и философии карате.

Для сдачи экзамена на ту или иную степень претендент обязан выполнить также и требования на все предыдущие степени. Так, претенденту на 6-й кю нужно продемонстрировать знание техники, ката и теории с 10-го по 6-й кю.

Претендент, успешно сдавший все тесты, получает сертификат с указанием защищённой степени, запись в будо-паспорте и право носить пояс соответствующего цвета.

Существуют минимальные временные интервалы между экзаменами, различающиеся в разных федерациях. Для получения старших степеней эти интервалы больше, чем для получения младших. Как правило, на младшие ученические степени допускается проводить экзамены каждые три месяца.

В разных федерациях и школах Кёкусинкай экзаменационные требования на различные степени различаются, часто — значительно, поэтому степени, присвоенные в одной федерации, могут не признаваться в других федерациях.

Ученические и мастерские степени присваиваются пожизненно. Лишение степени может быть связано лишь с тяжёлым дисциплинарным проступком.

Одним из высших достижений и самым сложным экзаменом в Кёкусинкай считается прохождение теста 100 боёв — хякунин-кумитэ. Единственным россиянином, прошедшим этот тест является Артур Оганесян.

Номенклатура

  • Кохай — младший
  • Сэмпай — старший
  • Сэнсэй — учитель (мастер, обладающий 3-4 даном; в исключительных случаях — также 1-2 даны)
  • Сихан — мастер с 5—7 даном
  • Ханси — мастер с 8—9 даном
  • Кантё — мастер-наставник всей организации
  • Сосай — шеф, директор всей организации.

Общие термины

  • Кумитэ — «встреча рук», спарринг
  • Иппон-кумитэ — учебный спарринг на один шаг
  • Санбон-кумитэ — учебный спарринг на три шага
  • Додзё — «место, где ищется путь», тренировочный зал
  • Ката — «форма», технический комплекс
  • Киай — крик, сопровождающий сконцентрированный удар
  • Кихон — базовая техника
  • Оби — пояс
  • Рэй — поклон

Ката

В карате Кёкусинкай изучаются следующие ката:

  • Тайкёку 1, 2, 3 — созданы Гитином Фунакоси в 1940-х годах для обучения новичков
  • Пинан 1, 2, 3, 4, 5 — созданы Анко Итосу путём упрощения более сложных китайских форм
  • Цуки-но(Ката)
  • Гарю
  • Гэкусай-сё
  • Гэкусай-дай
  • Сайха (сайфа)
  • Сантин
  • Канку-дай
  • Тайкёку 1, 2, 3-ура
  • Пинан 1, 2, 3, 4, 5-ура

Форма одежды

Стилем Кёкусинкай, как и многими другими видами восточных единоборств, занимаются в кимоно, состоящим из штанов и куртки свободного покроя и пояса. Используется кимоно только белого цвета, а цвет пояса должен соответствовать степени занимающегося. Кимоно для Кёкусинкай несколько отличается от традиционного, имея более короткие рукава — примерно до локтей или чуть ниже. Такой покрой часто называют покрой-Ояма, он так же характерен для стилей, произошедших от Кёкусинкай (Асихара-каратэ, Ояма-каратэ).

Кимоно и пояс имеют нашивки, определяемые конкретной федерацией и школой. Но, как правило, для всех школ характерна нашивка в виде каллиграфии «Кёкусинкай» на левой стороне груди.


Асихара-карате

Асихара-карате — контактный стиль каратэ, основанный кантё Хидэюки Асихарой в 1980 году, развивавшийся под его руководством до его смерти в 1995. Официальное название его организации New International Karate Organization (NIKO) — Ashihara Karate Kaikan (по-японски: Shin Kokusai Karate do Renmei Ashihara Kai Kan).

Этот стиль частично основан на Кёкусинкай и техниках дзюдо, которые изучал Хидэюки Асихара, а также на оригинальных техниках и приёмах, которые он сам разработал и преподавал своим ученикам. Стиль позиционируется как очень практичный и известен тяжёлыми тренировками.

Ядром техники этого стиля является принцип Сабаки. Наряду с техниками различных школ Будо в различных сочетаниях этот принцип даёт занимающемуся сильное, быстрое оружие и внутреннюю собранность.

Степени и пояса

10-й кю — белый пояс с одной синей полоской 9-й кю — белый пояс с двумя синими полосками

Далее каждому чётному кю соответствует пояс без нашивок, а нечётному — с полоской цвета следующего пояса.

8, 7-й кю — синий пояс 6, 5-й кю — жёлтый пояс 4, 3-й кю — зелёный пояс 2, 1-й кю — коричневый пояс

Мастерским степеням (данам) соответствуют чёрные пояса. В Асихара-каратэ используется система из четырёх данов в Японии и из шести данов в Европе.

В Хомбу очень ревностно относятся к уровню чёрных поясов. За 15 лет в России обладателями 4-го дана стали только два человека (В. Куршин и В. Рыжков). Да и в самой Японии по свидетельству Кантё имеется шесть мастеров 4-го дана.

Сабаки (яп. «быстрое решение») — концепция, созданная мастером каратэ кантё Хидэюки Асихарой для выработки более эффективной тактики ведения боя. В этом принципе карате были сформированы 3 основных пункта:

1. Подготовка и использование 4-х боевых позиций, представленных круговым символом Асихара-карате
2. Оценка и использование дистанции в бою
3. Максимальная подвижность и скорость выполнения боевых упражнений.

Эти три составляющие гарантируют быстрый исход сражения и в отличие от тактики Кёкусинкай предполагают круговой тип передвижения, характерный для айкидо. Таким образом, передвижение в Асихара каратэ представляет собой в большинстве случаев не прямые на/от противника, а нырки, уходы с линии атаки с одновременным движением вдоль линии атаки. При таком передвижении попасть в человека прямыми ударами очень сложно. Третий пункт предполагает быстрое ведение боя и его концовку. Сабаки реализован в стиле с включением борцовской техники, поэтому окончание боя становится одинаково возможно реализовать как на средней и дальней дистанциях, так и на ближней.


Вы здесь: Главная | КАРАТЕ | Школы и стили карате